Как лучше сделать стык днища и шверт-колодца?
В этой статье пойдет речь о шверт-колодце, изготавливаемом из фанеры и деревянных брусков. На фанерной лодке также можно применять стеклопластиковые шверт-колодцы любительского изготовления, мы постараемся посвятить этой технологии одну из будущих статей.
Место, где листы днища стыкуются со стенками и обвязкой швертового колодца часто вызывает вопросы, многие интересуются, как сделать этот стык «просто и надежно». Суммируя наш опыт, осмелимся предложить вам наше видение технологии изготовления этого стыка.
Прежде всего, необходимо отметить, что швертовый колодец, часто изготавливается начинающим строителем «по ходу дела», без должной подготовки, между тем, это ответственный узел имеет смысл изготовить одним из первых, перед сборкой корпуса.
Имея готовый швертовый колодец, его легко установить в корпус лодки, разметить прорезь в днище и т.д.
При постройке из набора, часто уже готовый шверт-колодец устанавливается на место в ребра стапель-кондуктора, и детали днища пристраиваются к нему.
Технологическое описание
- Предварительная сборка стенок колодца.
Установите на наружные поверхности стенок колодца дублеры и накладки. Если ось шверта проходит через сквозное отверстие, изготовьте в этом месте смоляную пробку или вклейте кусок самодельной стеклопластиковой трубки. Обратитесь к чертежам проекта, определите, есть ли необходимость в каких-либо дополнительных работах на стенками, обвязкой колодца (закладные, отверстия для блоков, прохода концов, крепежные смоляные пробки и проч.)Мы рекомендуем срезать по толщине некоторую часть стенок колодца в части, примыкающей к днищу ( и палубе, если он идет вровень с верхом колодца). Срезая часть стенки, мы создаем место для полос стеклоткани, которые будут в дальнейшем закрывать стык стенки колодца и днища лодки. Если этого не сделать, почти наверняка в этом месте колодец будет заужен, что может привести к заеданию шверта. Рисунок ниже иллюстрирует этот важный аспект.
- Оклейка внутренних поверхностей стенок
Стенки колодца изнутри необходимо оклеить стеклотканью. От ее плотности зависит мин. количество слоев.
Плотность ткани, грамм/м2 Количество слоев, мин. 90-110 3
120-200 2 240-350 1
Очень важно производить оклейку на ровной поверхности, пригружая оклеенную деталь по полной полимеризации смолы, так вы избежите закрепления стеклотканью неровностей фанерной стенки, если таковые имеются перед оклейкой.Грузы необходимо отделять от стеклоткани разделительной пленкой. Кроме того, избегайте укладывать небольшие тяжелые грузы без ровных распределяющих прокладок из толстой фанеры, так как это может привести к дефектам оклейки.
- На одну из оклеенных стенок колодца установите (на смоле) детали обвязки (другими словами, переднюю и заднюю стенки). Переход от обвязки к стенке оформите переходной галтелью из смолы. Внутренние поверхности обвязки и стык со стенкой оклейте полосами стеклоткани.
Мы рекомендуем полную оклейку всех внутренних поверхностей швертового колодца, включая бруски боковой обвязки. Для этого сначала оклеиваются стенки, затем, после частичной сборки, бруски обвязки. Места стыка стенок и брусков перед оклейкой полосой стеклоткани оформите галтелями из смолы.
- Произведите окраску внутренних поверхностей, оставляя неокрашенными места будущей склейки, а также полосы вдоль днища (и палубы, если она идет вровень с верхом колодца)
- Соберите колодец на смоле. После окончательной сборки, по возможности, нужно завести галтели на образовавшиеся стыки стенок и брусков, затем окрасить неокрашенные внутренние поверхности стыков.
- Если по проекту низ колодца имеет обвязку из брусков, установите эти бруски на стенки колодца. Колодец готов к монтажу в корпус.
Иногда колодец устанавливается в готовый корпус, но чаще собранный колодец монтируется на стапель-кондукторе и днище сразу крепится к нему. Мы рекомендуем сразу делать пропил в деталях днища под колодец, так проще контролировать прижим при склейке. Вполне допустимо использовать шурупы как временные средства прижима.
Всегда старайтесь убедиться в ровности монтажа колодца, если вы не используете стапель-кондуктор. Для этого в колодец вставляется длинная ровная рейка, прижимается к стенке и по ее торчащей наружу части контролируется положение колодца относительно корпуса.
После склейки колодца с корпусом необходимо скруглить стык и отклеить его стеклотканью.
В углах мы рекомендуем оклейку кусками стеклоткани с диагональным расположением нитей. Такие «биаксиальные» кусочки могут быть легко деформированы без складок на сложной поверхности. При многослойной оклейке используйте не толстую ткань (140-180 гр/м2).
В заключение отметим, что на судах свыше 4 м длиной стык колодца и днища должен быть оклеен не менее, чем двумя слоями стеклоткани плотностью не ниже 200 гр/м2
При перепечатке материалов сайта - ссылка на источник обязательна.